Живешь в реке - не враждуй с крокодилом
Олег Грузовский

Недавний визит Президента Кыргызстана Аскара Акаева (26.07.2000) в Москву стал характерным примером новых подходов во взаимоотношениях России и Кыргызстана. Все официальные мероприятия прошли строго согласно нормам международного протокола - переговоры, приемы, заявления.
Информационные сводки ведущих СМИ педантично отражали ход Российско-Кыргызской встречи на высшем уровне. Не более того. Серьезные же аналитические программы и издания в России, как и большинство мировых, словно сговорившись, плавно обошли своим вниманием это событие.
Свою оценку этой ситуации дает известный кыргызский политик и ученый, давший согласие ведущим демократическим партиям Кыргызстана баллотироваться на пост Президента республики - Апас Кубанычбек.

- Действительно, Москва приняла Аскара Акаева по всем правилам протокольного этикета. Все события освещались точно, своевременно и в полном объеме.
Но вот прошло несколько дней, недель... А о политических и экономических результатах этой встречи в России предпочитают уже не вспоминать. Практически, ни одно серьезное аналитическое издание или программа не решились использовать этот сюжет в качестве базового информационного события последнего времени. И это не удивительно - ведь Президент Кыргызстана Аскар Акаев приезжал просить о списании, реструктуризации или отсрочке выплат двухсот миллионноов долларов США - долга Кыргызской республики России, в преддверии выборов президента Кыргызстана, в октябре этого года.
Потому вся российская политическая элита стала невольным участником начала предвыборного марафона Аскара Акаева. Эта хитрость кыргызского лидера была очевидна и понятна всему миру с самого начала. И, к слову сказать, на самом деле, вызвала большое неудовольствие у крупных российских политиков. А потому при всей внешней поддержке и “протокольном” одобрении, нынешний президент Кыргызстана, вряд ли может расчитывать на реальную и значимую поддержку Москвы. Даже в случае активного вмешательства и деятельного участия своего друга - Бориса Ельцина и екатеринбургского губернатора Эдуарда Росселя. В современных российских условиях это может лишь еще и еще раз напомнить о случае на озере Иссык-Куль, когда Президент Ельцин играл деревянными ложками на голове пьяного Аскара Акаева... И ничего более реального.
- Таким образом, получается, что нынешний Президент Акаев исчерпал себя как ведущий политик Кыргызстана? Тогда в республике должны проявить себя новые политические силы и тенденции. По-вашему мнению, с кем или с чем они могут быть связаны?
- Это действительно так. И вот характерный пример: эксклюзивное интервью премьер-министра Кыргызстана Амангельды Муралиева информационно-аналитическому еженедельнику “Державные ведомости” (№5, 10-17.07.2000) буквально перед самым визитом в Москву Аскара Акаева. Тон этой публикации можно считать компромиссным. Муралиев, как тонкий и разумный политик, пытается нивелировать возможные политические “напряжения” в свете уже фактически начавшейся в Кыргызстане президентской предвыборной кампании. Это политическое сражение обещает быть жестким и бескомпромиссным. Таковы перспективы развития ситуации сегодня.
Очевидно, что для ныне действующего президента Кыргызстана Амангельды Муралиев может оказаться той “жертвенной фигурой”, на которую можно списать все экономические просчеты и проблемы кыргызского государства. И это позволит Аскару Акаеву удержаться на посту президента и на этот раз. Из текста интервью Муралиева явствует, что подобная перспектива его очень беспокоит. Как премьер-министр, глава Правительства республики он, безусловно, представляет и реальную ситуацию, и точные цифры, и возможные прогнозы развития Кыргызстана. Но делиться этим с читателями он не спешит. Признает проблемы внешнего долга, использования инвестиций, опыт заимствований под гарантии правительства. Соглашается с тем, что фактическое состояние дел в республике неудовлетворительно.
Но заканчивает свое выступление Муралиев - выпадом против коррумпированности госструктур, бюрократического “беспредела”, катастрофического имущественного расслоения общества. Так что, премьер-министр Кыргызстана явно готовит себе запасные “пути отхода”. Ситуация понятна и предсказуема - я не раз говорил об этом в своих недавних выступлениях в прессе.
Тем не менее, международный резонанс подобных выступлений, к сожалению, Амангельды Муралиевым учтен не в полной мере. Если по-существу, то, к примеру, употребление такого термина, как “глобализация” в жесткой связи с понятиями “международный терроризм и наркомания”, накануне встречи глав восьми ведущих мировых держав на Окинаве (21 июля 2000г.) - где вопросы глобализации стояли в повестке дня одними из первых, нельзя считать крупным политическим “успехом” кыргызского премьера.
Можно сказать, что новые политические тенденции носят, хотя и явный, но далеко неполноценный и незавершенный характер. Ведь нынешний президент Акаев, его друзья и родственники, внимательно следят за развитием ситуации внутри страны. И довольно бесцеремоннно вмешиваются в любые “перспективы”, которые препятствуют их деспотичному авторитарному влиянию. Как политик, я испытал на себе это дважды, оказавшись в Кыргызстане за решеткой по политическим мотивам.
Нет проблем, чтобы доказать, что сегодня Акаев нелегитимный Президент Кыргызстана. Начав свою политическую карьеру с президента Киргизской ССР в составе СССР (в 1990г.) он, на безальтернативной основе, избирается президентом суверенной Киргизии (1991г).
Затем начинаются политические “кульбиты” с изменениями Конституции Кыргызстана: в 1993, 1995, 1999 годах... Теперь всегда, когда надо избраться, Акаев меняет Конституцию “под себя” - “развивает и совершенствует” таким образом, демократию.
В результате выборы в 1996 году не состоялись, а были проведены досрочно - в 1995г., чтобы “упредить” возможных конкурентов. И даже на этих выборах в действительности победил тогда Ансамат Массалиев. Об этом знает весь Кыргызстан. Массалиев получил 65% голосов южного Кыргызстана. Что означало практическую победу. Но фальсификации, нарушения, произвол, давление Акаева на Конституционный Суд - весь арсенал неконституционных мер дали возможность тогда удержать ускользающее президентское кресло в своих руках.
Изменив название республики “Киргизия” на “Кыргызстан” - Аскар Акаев и из этого получает волюнтаристскую политическую выгоду “в рамках Конституции”. Известно, что согласно демократическим принципам должность Президента республики можно занимать ограниченное число раз. А теперь получается, что должность президента Киргизии в счет не берется. Значение имеет - сколько раз Акаев был Президентом Кыргызстана. Таким образом, он получает карт-бланш на предстоящих выборах 2000 года. И бросает тень на основополагающие принципы демократии.
- Чего же не хватает современной кыргызской публичной политике для развития и закрепления имеющихся положительных перспектив и нейтрализации упомянутых негативных явлений?
- Самого главного - достойного политика. Современная Кыргызская политика пока не приемлет руководителя нового типа - яркого, образованного и авторитетного национального лидера международного масштаба.
Во всем мире принято считать политику борьбой, прежде всего, идей. Это традиция, сложившаяся в мире за века и тысячелетия. А какими идеями и опытом обогатил мировую политику Аскар Акаев? Посмотрите, что он делает. Подписывает договор о “вечной дружбе” с Россией. Такое бывает? Вечная дружба в политике - это сказка для детей, пустые разговоры в духе трайбализма. Но Акаев это делает вполне серьезно.
Политическая канонада и страсти вокруг русского языка давно не воспринимаются в России в качестве главного политического критерия дружбы. Гораздо важнее другое: степень взаимной интеграции экономик, согласованность политичесских шагов и позиций, совместное решение вопросов безопасности. Но кыргызский президент упирается именно в “языковую” форму сотрудничества. Позабыв про безопасность, политические реалии и экономические проблемы с помпой объявляет русский язык “официальным”. “Поговорили” по-русски и разошлись. В тот момент, когда основное население Кыргызстана голодает и бедствует, политические и социальные проблемы растут как снежный ком.
Единственный положительный для Кыргызстана момент, решенный на московской встрече - отсрочка выплат долгов России. Хотя Россия никогда не “выкручивала рук” Кыргызстану в этом вопросе.
А вот как возникли эти долги - вопрос интересный? Россия ведь, взяла на себя все долги бывшего СССР - 32, 35 или 38 миллиардов долларов США. Говорят по- разному. Но ведь при создании суверенной Киргизии или республики Кыргызстан, действовала международная концепция “табула раза” (tabula rasa), говорящая о том, что вновь образованное государство не должно быть обременено какими-либо обязательствами своего предшественника. Об этом говорится в Венской конвенции “о правопреемстве государств в отношении договоров” 1978 года и “государственной собственности, архивов и государственных долгов” 1983 года. Известно и другое - на практике, соблюдать эти принципы в чистом виде, в виду их категоричности, сложно. Это может повлечь серьезные осложнения и подорвать устои международного правопорядка. И, тем не менее, эти принципы были соблюдены в достаточной мере. А теперь Акаев приезжает в Россию, чтобы “вновь решить” вопросы долгов. Чего только не сделаешь в рамках собственной избирательной кампании?
На эту тему, в России есть хорошая поговорка - “не руби сук на которм сидишь”. Американцы, то же самое говорят по-другому - “хочешь жить в реке - не враждуй с крокодилом”. Кыргызский Президент Аскар Акаев, вероятно, этих поговорок не знает. А потому, одновременно “рубит сук”, устраивая из своего визита в Москву рекламную предвыборную кампанию, к большому сожалению и раздражению ведущих российских политиков, “подставляя” ради своего избрания всех, кто с ним встречался.
И “враждует” с грозной рептилией, долгие годы, публично испытывая демократические принципы в Кыргызстане, патронируемые сегодня американцами, на прочность. В период президентских выборов в США - эта забава весьма опасна. И стоить она может Аскару Акаеву очень дорого.


РУБРИКА
В начало страницы