Изменение системы комплектования — ядро реформы Вооруженных Сил России
С. Анчуков

Прошлая неделя прошла под знаком обсуждения в правительстве направлений реформы ВС и закончилась в пятницу 7 декабря у Савика Шустера обсуждением проблем перехода к профессиональной армии и комплектования войск личным составом с участием в его программе «Свобода слову» лидеров СПС Е.Гайдара и Б.Немцова, а также боевых (В.Шаманов) и прочих (В.Смирнов, Н. Максимов) генералов.

О чем речь?

Комплектование вооруженных сил в широком смысле представляет собой принятую в государстве систему обеспечения армии и флота личным составом, вооружением и военной техникой, а также другими материальными средствами в мирное и военное время. Отмечу, что здесь речь идет о комплектовании личным составом, к которому относятся все категории военнослужащих, вольнонаемный персонал ВС мирного времени, в известной мере и граждане, находящиеся в запасе, как база комплектования массовой армии военного времени.
В зависимости от конкретно исторических условий в основу строительства вооруженных сил закладывались соответствующие концепции их применения, идеи достижения политических целей или сохранения господствующих позиций. В том числе интересах выполнения доктринальных, общественно-значимых государственных или классовых задач осуществлялось комплектованием войск (сил). В соответствии с общественно-политической формацией, требованиями господствующих классов, экономическими возможностями, военно-стратегическими особенностями государств и социальными условиями зарождались, существовали и отмирали те или иные организационные формы вооруженных сил, а вместе с ними и соответствующие «системы комплектования армии и флота».
Не исключение и современный исторический период «развития ВС России», обусловленный коренным изменением общественно политического строя ранее социалистического общенародного государства на противоположную по смыслу общественно-экономическую формацию буржуазного во всех смыслах государства.

Способы комплектования и военная служба

Сущность системы комплектования в конкретно исторических условиях составляли: наемничество (вербовка), добровольчество, ополчение, рекрутская повинность, воинская повинность, воинская обязанность и контрактная служба.
Наемничество, как способ комплектования ВС, основан на привлечении к военной службе отдельных лиц по найму. Наемничество применялось с древности, особенно широко получило распространение в западно-европейских государствах 15-17 вв. По существу наемничество практикуется и сегодня в виде контрактной службы в, так называемых, «профессиональных армиях» ряда экономически и политически состоятельных государств (к ним можно отнести США, Великобританию, Францию и др.). Правящему классу в этих странах сегодня как никогда нужна управляемая наемная армия. В сложившейся системе военных союзов опасность для буржуазии в этих государствах представляет «массовая армия вооруженного народа».
В противоположность наемничеству добровольчество основано на привлечении к военной службе по доброй воле, а не силой закона и вербовкой с обещанием высокой оплаты. История свидетельствует, что добровольчество принимает массовые масштабы во время ведения национально освободительных войн, и войн в защиту отечества, вызывающих подъем патриотизма в народных массах. Добровольность поступления на военную службу частично сохраняется, например, для комплектования курсантами (слушателями) военных учебных заведений и сверхсрочно служащих в войсках при наличии всеобщей воинской повинности (или обязанности).
При этом практически исключаются патриотические соображения мотивации военной службы. Получением льгот и высокой оплаты в современной системе комплектования сохраняется некий оттенок добровольности, который носит характер уже «современного наемничества» с налетом своеобразного патриотизма. Примером такого рода комплектования является служба по контракту, а также комплектование войск офицерским составом и другими категориями военнослужащих-контрактников.
История дает весьма достойные примеры для оценки масштабов использования людских ресурсов в интересах вооруженных сил в мирное и военное время.
Так, всего в годы Великой отечественной войны в ряды РККА и КВМФ СССР было призвано около 31 миллиона человек, в том числе в качестве добровольцев через военные комиссариаты прошло более 3 миллионов. В Германии и на территории Австрии за всю вторую мировую войну было мобилизовано в Вооруженных Сил около 24 миллионов человек. За годы войны всего в мире было мобилизовано более 110 миллионов человек.
В соответствие с законом о воинской обязанности в 80-е годы в Вооруженных Сил СССР ежегодно призывалось около 1,4 миллионов человек, добровольно поступало на военную службу еще около 60-70 тысяч граждан.
Общая численность регулярных вооруженных сил всех стран мира сегодня составляет 8,5-9 миллионов человек. Практически во всех странах существует в той или иной мере развитая система мобилизации. Широко известен факт призыва в профессиональные ВС США в 1991 году 600 тысяч резервистов для ведения войны в зоне Персидского залива.
Нет сомнения в том, что особое значение в формировании вооруженных сил подавляющей части государств пока имеет воинская повинность. Она рассматривается, как установленная законом обязанность граждан нести военную службу в Вооруженных Силах своей страны и основа создания массовой армии путем отмобилизования немногочисленных ВС мирного времени.
В наиболее активной форме воинская повинность (обязанность) проявляется в действительной военной службе, осуществляемой добровольно или по призыву. Предусматривается выполнение и других связанных с обороной страны или выполнением других общественно-необходимых, но не популярных обязанностей. В России воинская обязанность подразумевает так же службу в запасе, прохождение сборовой, вневойсковой (допризывной) подготовки. В настоящее время в РФ рассматривается возможность выполнения некоторых видов общественно необходимого труда в качестве альтернативы действительной военной службы.
Личная воинская повинность в той или иной форме (в том числе с ее замещением наемником) существует практически во всех странах мира, Наличие развитой системы комплектования, подготовки, накопления и призыва военно-обученных резервов для Вооруженных Сил фактически является определяющим условием мобилизационного развертывания «массовой армии» и ведения масштабных военных действий стратегическими группировками.
Военная служба в любой ее форме регламентируется соответствующими законами, соглашениями между государством и гражданами, условиями ее исполнения и заключения контракта.

Система комплектования

Военной организации любого государства присуща соответствующая его особенностям система комплектования, а вместе с ней система подготовки и накопления военно-обученных ресурсов.
В наиболее общем виде система комплектования представляет собой совокупность источников людских ресурсов, собственно войска (силы), органов комплектования, планирования, учета, призыва (или вербовки, найма), связанных соответствующими нормативно-правовыми основами обеспечения и принципами действия всего механизма комплектования.
В качестве источников комплектования по призыву в любом государстве рассматриваются в основном мужское население в дееспособном состоянии, призывного возраста, часть женского населения с определенными ограничениями по призыву, а также при формировании способом найма — поступление иностранцев на военную службу по контракту.
С точки зрения оценки принятой в государстве системы комплектования (подготовки и накопления резервов) считается правомерным рассматривать вооруженные силы как формирования милиционного или кадрового типа, иррегулярные (в том числе, мобилизационно готовые) формирования или регулярные (преимущественно состоящие из боеспособных соединений, частей) войска.
Важнейшей и наиболее общей характеристикой вооруженных сил и системы комплектования является численность личного состава Вооруженных Сил, которая в зависимости от условий военной службы, в период от призыва (найма) до увольнения в мирное и военное время распадается на ряд категорий:
  • кадровый состав армии и флота;
  • переменный состав регулярных войск (сил);
  • различного рода внутренние резервы в штатах войск, в том числе часть гражданского персонала, так называемые, организованные резервы и военно-обученные резервы, причисленные к Вооруженным Силам законом.
В качестве связующего элемента потенциальных источников комплектования Вооруженных Сил и собственно войск (сил) с личным составом и запасом выступает нормативно-правовая база. Она включает систему принятых и действующих в области обороны, комплектования и организации военной службы законов.
В мирное время система комплектования во всех ее элементах должна обеспечить: пополнение воинских частей (соединений, учреждений, кораблей и т.п.) личным составом до установленной штатами численности; подготовку и накопление военно-обученного запаса (резерва) в объеме необходимом для мобилизационного развертывания войск (сил).
Основная задача системы комплектования в военное время — систематическое восполнение потерь и обеспечение людскими ресурсами новых формирований.

Особенности системы комплектования Вооруженных Сил РФ

В современной России воинская повинность закреплена в виде установленной законом воинской обязанности. Это объективно обусловлено особенными геостратегическими условиями организации обороны национальной территории, сравнительно невысоким удельным людским и военно-техническим оборонительным ресурсом, а так же отсутствием каких либо причин экономического характера для формирования агрессивной внешней политики.
Следует отметить, что всеобщая воинская повинность была введена в России в период «милютинских реформ» с 1874 года, но ранее она осуществлялась как способ комплектования в форме поместного дворянского войска и ополчения, а затем с 1705 года и в виде рекрутской повинности, поселенного войска и казачества.
В отличие от большинства стран мира наемничество в комплектовании русской армии не играло существенной роли. Воинская обязанность и призыв на военную службу традиционно рассматривалась как особая нравственно-правовая норма поведения граждан России и военнослужащих, почетный воинский долг с оружием в руках защищать Отечество.
Вместе с тем, всеобщая воинская обязанность, даже при наличии особой правовой нормы (о нравственной с началом ельцинских реформ говорить не приходится) с точки зрения стратегии прошлых войн хороша для массовых армий XX века, с точки зрения современных либералов — инструмент для массового оболванивания населения, источник дармовой рабочей силы и разворовывания ресурсов. Насчет «разворовывания ресурсов» стоит согласиться, тезис о «дармовой рабочей силе» в свете общей характеристики армии как функционально самодостаточного государственного организма стоит выразить сомнение, а то, что современная система комплектования Вооруженных Сил России преимущественно по призыву уже не отвечает современным тенденциям, представляет собой исторический анахронизм и требует пояснений.
В последнее десятилетие развитие, если можно так выразиться, системы комплектования Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации характеризовалось главным образом вынужденным сокращением ресурса на содержание войск (сил) в опережающем темпе по сравнению с сокращением их состава и численности вооружений.
Принятие необоснованных расчетами ограничений в призыве, при невозможности обеспечить войска военнослужащими по контракту, привело к снижению списочной численности, резко контрастирующей со штатной потребностью, Выход был найден в последовательном законодательном закреплении международно-принятой нормы изъятия ресурса в пользу армии — один процент от численности населения государства. Однако идея дальнейшего сокращения расходов на оборону привела к дальнейшему более глубокому сокращению численности. В результате штатная численность Вооруженных Сил сократилась в 2,4 раза, и фактически сегодня составляет 1,2 миллиона военнослужащих, около 300 тысяч должностей гражданского персонала.
Но одновременно фактически оказались разрушенными важнейшие для существующих Вооруженных Сил системы:
  • накопления военно-обученных резервов,
  • содержания ВВТ и материальных запасов;
  • создания стратегических группировок на основе полной мобилизации с призывом 3,5-4 миллионов военнообязанных.
Более того, в настоящее время не имеет смысла рассчитывать на создание оперативно-стратегических за счет частичной мобилизации группировок в регионах.
Никакого обоснования с точки зрения условий обеспечения военной безопасности и прогноза, тем более, теоретической разработки проблем и научных методик комплектования в настоящее время не существует. Даже здравые оценки ситуации не могут быть востребованы. В сфере обеспечения безопасности России на самом высоком уровне присутствуют волюнтаризм и схоластика, а в «системе органов власти» действует принцип «чего изволите», онаученное верхоглядство и откровенный обман.
В связи с этим следует отметить, что Д.Милютин, единственный российский военный деятель, успешно осуществивший в действительности полномасштабную военную реформу, говорил, что ее ядром является изменение системы комплектования, а успех ее проведения связан с тремя условиями: понимание правительством необходимости преобразований в армии; поддержка реформы в обществе; наличие средств на реформу и готовность их выделить.
Очевидно, что пороть горячку с реформами по указке партбоссов из СПС в отсутствии каких либо условий для их проведения (при наличии одного лишь реформаторского зуда) не следует. Следует учесть, что особая нравственно-правовая норма поведения, почетный воинский долг граждан с оружием в руках защищать Отечество, не может быть отменена указом Президента, следовательно, наемничество, как способ комплектования ВС России, в обозримой перспективе это военно-стратегическая химера. Ее внедрение противоречит интересам народа и выгодно только антинародному режиму власти буржуазии.
Пока должна быть создана хотя бы обоснованная теоретически модель Вооруженных Сил, во всех взаимосвязанных элементах (подсистемах), включая и подсистему комплектования, подкрепленную законами, и автоматически связанную с ней подсистему накопления военно-обученных ресурсов, объемы которых должны быть рассчитаны и обоснованны с точки зрения стратегии достижения целей государства в понятных количественно-качественных параметрах.
В связи с этим следует определиться с функциями системы комплектования в новых условиях. Но, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: какого типа армию необходимо иметь России не сегодня, а через 5-10-20 лет для гарантированного обеспечения военной безопасности? Но при ответе на этот вопрос обществу (не партиям, а именно обществу) следует исходить из констатации простой истины: политической целью России, как суверенного государства, является обеспечение, если не приемлемых условий развития народа, то, по меньшей мере, — условий для его мирного существования.
Пока на эти вопросы Правительство реформаторов ответов не дает, поскольку деятельность президента и его администрации, как и правительства РФ, отражает политико-коньюнктурные соображения господствующего ныне в РФ класса новой буржуазии, то реформы не имеют никакого отношения как к политическим целям России, так и к разрешению проблем обеспечения национальной безопасности русского народа. Очевидно, что именно этим объясняются настойчивые попытки Правительства Касьянова протащить сомнительную идею формирования «немногочисленной, полностью боеготовой, добровольной и профессиональной армии», которую можно использовать по усмотрению правящего класса и вопреки интересам большинства.

Условия перехода к новой системе комплектования Вооруженных Сил РФ

Анализ военно-стратегической обстановки в мире показывает, что ведущей тенденцией военного строительства в наиболее развитых странах мира является постепенный переход к комплектованию вооруженных сил на основе контракта с повышением боевого потенциала обычных вооружений и роли сил общего назначения в разрешении военных конфликтов. Основными условиями перехода от системы комплектования по призыву к качественно новой форме комплектования — службе по контракту являются:
  • особо благоприятные геополитические и другие условия для организации обороны национальной территории небольшими профессиональными, полностью боеготовыми армиями;
  • осуществление в международной практике блоковой стратегии и консолидированное распределение расходов (усилий) между участниками коалиционных группировок в военных конфликтах;
  • существенное повышение боевого потенциала вооружения при снижении общего ресурса личного состава на его содержание:
  • снижение значения «массовых армий», и заблаговременного накопления резервов;
  • наличие ядерного оружия и явного превосходства в обычных средствах одной или нескольких доминирующих в мире (или в регионе) держав в качестве безусловного фактора сдерживания широкомасштабной (региональной) войны при высокой вероятности развязывания локальных, скоротечных по характеру войн и военных конфликтов.
С известными поправками на особенные условия организации обороны и степень обеспечения ВС ресурсами все это имеет прямое отношение к России.
В силу общей тенденции развития военно-стратегической ситуации в мире представляется неизбежным переход от существующих и казалось бы подтвержденных российской практикой направлений военного строительства (например, создания мобилизационной системы Вооруженных Сил и экономики, стратегических резервов, многомиллионных военно-обученных ресурсов и т.д.) к их современной оценке в качестве военно-исторических анахронизмов, тупиковых и неприемлемых для формирования современных ВС военно-стратегических концепций. Очевидно, что разработка «новых форм и концепций применения Вооруженных Сил» потребует строительства военной организации в новом облике, в том числе с учетом изменения системы комплектования и ограничения возможностей по накоплению военно-обученного ресурса для новых формирований военного времени.
Вполне очевидно, что комплектование Вооруженных Сил является важнейшей составной частью военного строительства в России, а коренное изменение системы комплектования связано с комплексной разработкой концепции военного строительства и мобилизации с учетом изменения военно-стратегической обстановки и реалистического прогноза социально-экономического развития России и в первой половине XXI столетия.

РУБРИКА
В начало страницы