«Американцы сделают все, чтобы доллар не был вытеснен»
Нина Саввина, Страна.ру

Политический кризис в Сербии хронологически совпал с обострением кризисных явлений в мировой финансовой системе. Самая яркая их характеристика — ослабление курса доллара по отношению к другим валютам, и прежде всего к евро. Эксперты уже не раз проводили корреляцию военных и политических кризисов на Балканах с позицией евровалюты. Были и лобовые сопоставления — американцев обвиняли в том, что слишком активное укрепление евро это одно из оснований к провоцированию конфликтов. Сейчас ситуация иная, экономисты считают, что американская экономика заинтересована в ослаблении доллара. Однако, что будет с евро завтра, когда доллару потребуется обратный ход, прогнозировать можно уже сейчас.
Интервью заведующей сектором проблем экономической интеграции Института Европы РАН, советника на ММВБ Ольги Буториной.
— Евро скоро станет главным платежным средством в Европе. До сих пор таким средством во всем мире, включая Европу, был доллар. Как вы оцениваете перспективы евро?
— Сегодня доллары по-прежнему используются в мире гораздо больше, чем евро. Доллар составляет основную часть официальных резервов не только США, но и других стран. На доллар приходится примерно половина всех осуществляемых в мире внешнеторговых сделок — 50% контрактов во всем мире заключается в долларах. В первую очередь это контракты на нефть, другие энергоносители и сырье. И, что еще более важно, 85% совершаемых в мире валютообменных сделок — это сделки с долларом, либо покупка, либо продажа долларов.
Что из этого всего следует? А следует то, что доллар, в силу широкого использования его в мире, имеет гораздо большую устойчивость, чем любая другая валюта, в том числе и евро. По доллару гораздо меньше «маржа» в валютообменных операциях, то есть разница между курсом продажи и покупки. Это правило подтверждается, проявляя себя абсолютно на всех рынках. И соответственно, чем меньше маржа, тем более эффективными становятся для любых операторов, как для спекулятивных, так и для чисто коммерческих операций, операции с долларами. Проще говоря, провести операцию с долларами дешевле, чем с евро.
— А какая же судьба ожидает евро?
— Евро, как вторая или альтернативная международная валюта, будет набирать силу еще не один год. Возможно, этот процесс займет десятилетие или два, три десятилетия, потому что любая смена главной валюты, международной валютой сети никогда не происходит моментально. Вспомните историю с фунтом стерлингов. На рубеже веков началось становление доллара, и в 20-30-е годы позиции фунта стерлингов были еще довольно сильными, и только после войны фунт стерлингов потерял свою ведущую роль. Процесс перехода от фунтов к доллару занял 3-4 десятилетия. Поэтому надеяться на то, что евро сразу станет сильной валютой, в общем, не стоит. Хотя у евро есть масса своих преимуществ, и Европейский центральный банк сделает все, чтобы эта валюта была стабильной и чтобы с ней было удобно вести операции.
А вывод из всего этого примерно такой: процесс становления евро будет долгим, у евро наверняка будут периоды падения и взлета, курсовая динамика будет более неровная, чем динамика доллара.
— Может ли кризис на Балканах повлиять на положение евро? Два года назад, когда ситуация там тоже резко обострилась, многие аналитики высказывали мнение, что балканский кризис чуть ли не вызван исключительно желанием Соединенных Штатов не дать евро укрепиться.
— Конечно, кризис на Балканах может повлиять на курс евро, но я пока что не вижу причин, чтобы это влияние было действительно таким внушительным.
Как вы, наверно, сами знаете, сейчас ситуация с долларом не очень хорошая, доллар потихоньку стал на мировых рынках терять силу, потому что подъем в экономике США, по всей видимости, закончился. Специалисты ждут рецессии, то есть такого мягкого приземления американской экономики. Упали индексы на американских фондовых биржах, что тоже делает вложение в американские ценные бумаги и, соответственно, в доллары менее привлекательным, чем вложение в альтернативные ценные бумаги или, скажем, просто в европейскую валюту.
— Согласны ли вы с мнением, что в 1999 году именно желание ослабить евро спровоцировало балканский кризис?
— У специалистов нет никаких фактов, которые бы наверняка подтвердили или опровергли эту версию. Есть разные мнения, но сказать, что наверняка американцы сделали это только из-за того, чтобы подорвать позиции евро, нельзя. Здесь, конечно, были другие факторы задействованы. Но в целом американцам очень и очень невыгодно было бы, чтобы доллар потерял свою международную мощь, чтобы доллар стал меньше использоваться в международных расчетах.
Все американские специалисты, в том числе ведущие советники президента, признают, что каждая напечатанная американская банкнота имеет себестоимость 4 цента. А за нее американцы получают товаров и услуг на столько, каков номинал этой банкноты. Поэтому можно сказать, что американцы просто получают от внешнего мира беспроцентный, безвозвратный кредит. Для того чтобы мы смогли положить 100-долларовую купюру себе под подушку, наша страна должна была продать определенное количество баррелей нефти. Американцам, для того чтобы напечатать эту купюру, надо было положить труд, стоимость которого составляет всего-навсего 4 цента.
И это именно потому, что огромное количество долларов используется в мире. То есть, скажем, когда в США дефицит государственного бюджета, там могут просто напечатать эти доллары и пустить их в третьи страны, потому что спрос на доллары всегда довольно большой. Так это было в начале 90-х годов с Россией и другими странами СНГ. И при этом не надо будет подвергать себя никаким девальвациям и инфляциям. Это огромный дополнительный источник, как сказали бы в советское время, эксплуатация других стран. Сейчас этот термин не используется, но суть от этого никак не изменилась.
— Возвращаясь к сегодняшней ситуации, вы могли бы сказать, существует ли связь между взаимоотношениями доллара с евро и очередным обострением балканского конфликта?
— По крайней мере, я думаю, и это мое кредо, моя точка зрения, что американцы сделают все, чтобы в ближайшее время доллары не были вытеснены из международных расчетов. А развязывают ли они для этого балканский конфликт, сказать трудно.
Дело в том, что долговременное падение курса евро, которое происходило все время существования евро, было как раз одним из самых эффективных средств, которые не пускали евро в международные расчеты. Потому что для того, чтобы положить дешевеющую валюту в резерв или использовать ее во внешнеторговых сделках, надо быть, вы сами понимаете, не очень экономически грамотным человеком. Поэтому любая дальнейшая девальвация евро играет на руку американцам именно в том смысле, что она консервирует позиции доллара.
Если этот кризис начался по каким-то другими причинам, политическим, то наверняка экономическая составляющая тоже здесь может присутствовать. Или, по крайней мере, возможный экономический результат будет благоприятен для Соединенных Штатов.
— И каким может быть этот результат?
— Если, скажем, политическая ситуация в Европе дестабилизируется в целом, то, соответственно, у экспертов появятся сомнения в перспективах дальнейшего роста европейской экономики. А рост этот и так с очень, очень большим трудом идет. Некоторое оживление началось 3-4 года назад, но оно какое-то неровное, неуверенное. А если перспективы экономического роста оцениваются как неважные, если пессимистичен прогноз возможного экономического роста, то, соответственно, уменьшается уверенность в этой валюте и желание вкладывать деньги в акции, облигации, ценные бумаги.
Евро — валюта совершенно новая, и здесь возможна масса всяких политических спекуляций. До сих пор некоторые эксперты говорят, что евро может развалиться, что Германия с Францией передерутся. Все политические спекуляции так или иначе отражаются на курсе валюты, которая начинает дрожать. А само это дрожание — сегодня одна цена, а завтра другая, неровная курсовая динамика очень сильно бьет по карману людей, которые ведут ежедневные операции с этой валютой. Потому что это увеличивает маржу, банки должны закладывать большую маржу, чтобы быть уверенными в том, что получат прибыль. А чем больше маржа, тем, соответственно, валюта становится менее привлекательной для инвестиций.

РУБРИКА
В начало страницы